В Кунгуре всерьёз задумались над созданием системы классического ДОМАШНЕГО образования

Фото: smi59.ru

В какой школе научат детей жить в радости, по совести, в мире с собой и с людьми?

СВОБОДНОМЫСЛИЕ ГРЯДЁТ
Спешу сразу обратить внимание грамотных и бдительных: в заголовке опечатки НЕТ. Автор умышленно написал: «свободНомыслие», т.к. речь у нас пойдет о формировании у детей умения мыслить СВОБОДНО. Вне штампов и стереотипов, без ограничений и рамок – самостоятельно, своею собственной головой.
Казалось бы: уж чего-чего, а этого-то «добра», этой самостоятельности и права выбора нынче с излишком. Но, если присмотреться и крепко задуматься, так свободы-то в нас самих совсем и немного. Поскольку, повсюду нас кто-то поучает, предлагает, навязывает, определяет: «Радио … - ВАША волна! Майонез … - это ВАШ выбор!». Что называется - «из каждого утюга». Хотя, до умных утюгов дело, к счастью, в широком масштабе еще не дошло, но вот эти «ГАДжеты» …!
Но, мы-то, взрослые – полбеды. А вот кого из родителей не беспокоит чрезвычайно, что любимое дитя сверх всякой меры «залипает» в глобальной СЕТИ? И что там находит, и с кем общается, и чему учится? И как его от всего этого оградить? Ну, или хотя бы научить осторожности и предусмотрительности.

А добиться этого можно лишь в постоянном совместном контакте ученика и наставника. Причем, в контакте тесном, естественном, основанном на взаимопонимании, уважении, а и того более – любви. Где, кроме как в семье, возможно такое? Когда воспитание и образование – не отдельные друг от друга и от нас самих процессы, а неотъемлемая часть нашей жизни. Когда целью и того, и другого является не сдача ЕГЭ, не получение аттестата, диплома с дальнейшим «хождением по мукам». Когда главное – научить наших детей ЖИТЬ. Жить в радости, по совести, с заслуженным удовольствием, с пользой для мира и людей, и с людьми – в мире. Уметь ориентироваться в этой жизни, уметь УЧИТЬСЯ – всегда, во все времена. И любить это делать.

РЕБЕНОК - НЕ ЧЕМОДАН
Пока же мы огорченно наблюдаем парадоксальную метаморфозу: в первый класс ребята идут с охотой почти все. Но, всего спустя год-два, при фразе «в школу» глаза наших деточек гаснут. Что характерно, мы-то с вами понимаем – почему, мы-то это уже «проходили» и сами. Помним постоянно мучающий нас вопрос: «ЗАЧЕМ мне всё ЭТО?!». Потому что, существующая система обучения нацелена не на получение знаний о мире, а на «взятие» тестового барьера. Бесполезно знание и мертво, если не сумеешь его применить.
А пока же мы, загруженные постоянными трудами «о хлебе насущном», вынужденно избавляемся от собственных чад, сдавая их в садик, потом – в школу. Как чемодан в камеру хранения. И после ещё удивляемся: а чего это он такой поцарапанный, обшарпанный, и вообще - без ручки. Не такой, каким мы его «сдали» и вовсе не такой,
каким бы хотели видеть.

ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ ЗНАНИЯ
Мы понимаем, что школа физически не может учесть особенности каждого ребенка. Какой может быть «индивидуальный подход», когда в классе 25-30 человек, и таких классов у преподавателя по предмету – до десятка? Ведь у каждого человека свои темпы понимания, свои формы, своя глубина, даже свои предметы любимые или нет. Кто-то материал уже освоил, ему неинтересно, и он бездельничает. Другой – не успевает «ухватить», ему остается что-то непонятно, а значит, опять же – неинтересно. Так у детей пропадает одно из важнейших обязательных условий образования - интерес к учебе.
То есть, неизбежно (увы!) так называемое «прокрустово ложе». Это такой своеобразный ВСЕОБУЧ, когда все – под одну гребёнку. Очень трудно ребёнку уделять внимание своим приоритетным сферам знания, когда в школе он «учится» 5-6 часов, да дома – еще 2-4 часа на домашние задания. А предел целенаправленной активности суммарно не превышает 4-х часов для ребенка 9 лет, к примеру.

ЧТОБЫ СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ НАДО ОБЩАТЬСЯ СО ВЗРОСЛЫМИ
Всё это возможно лишь в домашнем кругу.
- Только в семье могут включиться в полную меру три основные составляющие успешного воспитания: авторитет родителей, контроль поступления информации, и море любви, - как выразилась Ирина ШАМОЛИНА, являющаяся пропагандистом семейной формы обучения.
Оказывается, уже довольно давно (с 1992 г.) в нашей стране законодательно принята возможность обучения на дому. А в мире уже давно даже и практикуется – с 60-х годов, по крайней мере – хоум-скуллинг. Более того – имеет ошеломительный успех и признание.

Так, зачастую дети, получившие домашнее образование имеют существенные преимущества в поступлении в престижные университеты и при найме на работу. Ибо, дети, обучавшиеся вне зарегулированной шаблонной системы образования, прежде всего умеют думать, обучаться самостоятельно и творчески использовать знания.

Когда дети растут и обучаются в семье, то на примере старших и вместе с ними учатся преодолевать проблемы. Тем ещё более укрепляется авторитет родных и уверенность детей в жизни, их навыки самостоятельности, их умение общаться со взрослыми уверенно и достойно. Не так происходит, к сожалению, в школе. Большой коллектив, почти исключительно женский. Учителя меняются час от часу, год от году, никто из них не близок, никто не может просто физически уделять каждому ученику должного внимания и теплоты. Как замечено кем-то: мальчик десять лет приучается БОЯТЬСЯ ГРУППЫ ЖЕНЩИН. Стоит ли после удивляться сетованиям, что «мужчины теперь не те …».
Весьма негативно сказывается на формировании школьника и сама система оценок. Она по своей сути критична и далеко не объективна. Достоинства и особенности каждого человека слишком многоплановы, чтоб их можно было просто взвесить несколькими баллами. Попытки заменить в младших классах оценки какими-нибудь «цветочками» или «солнышками» лукавы и сути не меняют. В семье же несоизмеримо богаче, деликатнее и действеннее возможности похвалить или усовестить ребёнка. Тем самым не принижается, а, напротив – укрепляется достоинство человека.

НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ
Самый главный вопрос и опасения, что могут возникнуть, едва задумается кто-то о семейном обучении: «А как я буду учить всему ЭТОМУ – математике, физике, английскому и прочее …? Я же не учитель!». И тут на помощь к нам приходят те самые интернет и телевизор. Как говорится в старом советском фильме: «Кто нам мешает, тот нам поможет».
Во-первых, выбирая эту домашнюю форму образования, семья не отлучается тем самым от поддержки со стороны государства. Обучение происходит по индивидуальному плану, сложность которого определяется родителями. Периодически (обычно – по итогам года) ученик проходит аттестационные испытания. Как показывает практика – гораздо легче и увереннее своих сверстников.
Во-вторых, учебники могут оставаться своеобразным основанием т.н. «багажа знаний», но вскоре родители с ребятами осознают, что им «чего-то не хватает». И – многого, т.к. учебные школьные пособия в большинстве своём рассчитаны на несложный уровень доступности. Система домашнего образования основана на классических принципах, отработанных в течение веков.
В наше время, к счастью, во множестве имеются книги, альбомы, фильмы, лекции, экскурсии любой формы доступа и уровня подготовки. Причем, зачастую и без особых затрат. В интернете много курсов для обучения в удалённом доступе. Кроме того существуют группы поддержки в соцсетях, где вместе обсуждают проблемы, обмениваются опытом, даже и дружат семьями! Вместе организуют себе внешкольные каникулы и выезжают в Санкт-Петербург, к примеру.
В домашней обстановке дети разных возрастов помогают друг другу познавать новое. И этот процесс не заканчивается никогда. Он не ограничен рамками урока, четверти, года. Человек постигает жизнь, живя в ней, всегда – без конца, но и без утомления. А главное – без отвращения! Что характерно, родители при этом – тоже учатся вместе с детьми, что помогает лучше познавать мир. Причем, без отслоения «предмета от предмета», а в том нераздельном единстве, как он нам явлен свыше.
К тому же, так называемая «школьная социализация», о которой принято говорить, как о достоинстве воспитания, вызывает подчас больше опасений: с кем общается наш ребёнок большую часть своего школьного и околошкольного времени, какие ценности ему при этом внушаются, кто для него становится авторитетом ВМЕСТО родителей. И надо ли нам ЭТО?


ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Теперь уже и в Кунгуре появилась группа энтузиастов, намеренных с нового учебного года приступить к освоению такой интересной и многообещающей формы обучения. Решено держаться вместе. Методикой домашнего образования предусмотрены периодические совместные семейные занятия. Координатором этой группы в Кунгуре является Анна Сергеевна КАЙГОРОДОВА . На состоявшейся недавно организационной встрече протоиерей Олег (ШИРИНКИН) очень тепло отозвался о семейном образовании и отметил, что перед родителями должна первостепенно стоять двоякая задача: привить любовь к учению и выработать у детей духовный иммунитет.
Один из известных старцев нашего века Иоанн Крестьянкин так призывал воспитывать наших детей: «КАК можно дольше беречь от мира!». То есть – беречь от всего ПАГУБНОГО в мире. Это отнюдь не значит, сделать из ребёнка отшельника, но вырастить его стойким по отношению к тлетворным воздействиям человеческих похотей.
Сделать наших детей думающими, образованными, уверенными в себе, умеющими противостоять духу порока. Способными создавать крепкие семьи и возрождающими духовность на Руси. И одним из путей достижения поставленных задач является семейное образование.
Вне всякого сомнения, это – труд жертвенный. Труд, требующий времени, стараний, самоотдачи. Но, ведь это – ради наших детей, их будущего, будущности нашей семьи, в конце концов – даже ради нас же самих. Ведь наши попечения о детях, это забота о тех, кто будет заботиться о нас впоследствии.
Неспроста такой путь уже определяется понятием «ФИЛОСОФИЯ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ».

Вадим МОРОЗОВ







 
По теме
От глиняной таблички к печатной страничке - Администрация Чайковского В течение сентября-октября в Центральной детской библиотеке проходил месячник библиознаний: ребята-дошкольники и учащиеся начальной школы знакомились с историей книги и «секретами» библиотеки.
19.10.2018
 
ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА БАТЬЕ-САЛЕСА - ПГСХА В рамках визита профессора Хорхе Батье-Салеса (университет Валенсии, Испания) 18 октября в Культурно-информационном центре состоялись открытые лекции для обучающихся, преподавателей  и сотрудников университета.
19.10.2018
 
Заведующая детским садом «Эврика» победила на всероссийском конкурсе «Лидер дошкольного образования»  В Перми состоялось торжественное закрытие всероссийского форума дошкольного образования «Лидеры перемен»,
19.10.2018
С ЮБИЛЕЕМ! - ПГСХА Поздравляем Загоруйко Игоря Юрьевича профессора кафедры менеджмента с юбилеем.
19.10.2018
 
ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА БАТЬЕ-САЛЕСА - ПГСХА В рамках визита профессора Хорхе Батье-Салеса (университет Валенсии, Испания) 18 октября в Культурно-информационном центре состоялись открытые лекции для обучающихся, преподавателей  и сотрудников университета.
19.10.2018 ПГСХА
В Новоильинском казачьем кадетском корпусе им. Атамана Ермака прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню казака Прикамья.
12.10.2018 Газета Новый день
Торжественное мероприятие по случаю профессионального праздника работников образования прошло 5 октября в Бардымском центре культуры и досуга.
11.10.2018 Газета Рассвет
Житель Кунгура, похитивший многотонные металлические контейнеры, понесёт наказание В Кунгуре огласили приговор неработающему 25-летнему местному жителю.
19.10.2018 Газета Новости Кунгурского края
В целях предотвращения ДТП с участием пешеходов, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, на территории города Кунгура и Кунгурского района проводилось профилактическое мероприятие «Внимание, пешеход».
18.10.2018 Газета Новости Кунгурского края
Кунгуру 355 лет [Фото] - Газета Новости Кунгурского края На фото в одном кадре изображён Кунгур во всём многообразии: знаменитый кунгурский кораблик, здание центра детского творчества - памятник архитектуры и церковь Успения Божией матери - православные традиции горожан.
19.10.2018 Газета Новости Кунгурского края
Сразу два важных мероприятия включала в себя программа ретро-фестиваля «Песни молодости нашей», состоявшегося 13 октября в городском Доме культуры:
19.10.2018 Газета Новый день
На площадку планируется перенести три пермских музея, а территорию объединить с Разгуляем и долиной Егошихи Автор: Яна Купрацевич Власти Пермского края представили эскиз культурного кластера,
18.10.2018 Business Class
В выпуске: - Ремонт Ергачинского Дома культуры; - Освещение Поклонного креста в с. Мазунино; - Игры Юниорской баскетбольной лиги в п. Шадейка; - "Папа, мама, я - спортивная семья" в п. Комсомольский;
15.10.2018 Газета Новости Кунгурского края
Новый российский высокотехнологичный и конкурентоспособный авиационный двигатель ПД-14, разработанный пермскими моторостроителями, получил Сертификат.
19.10.2018 Nesekretno.Ru
Сотрудники прокуратуры вместе со специалистом МКУ «Управление капитального строительства Чусовского муниципального района» проверили исполнение жилищного законодательства при проведении капремонта дома по ул.
20.10.2018 Business Class